В правительстве к 2017 или 2018 году разработают новую систему, которая должна будет затормозить рост тарифов, простимулировать монополии к экономии на издержках, но, видимо, не будет включать средства на новые инвестиции. Фактически это будет означать уход от идеологии развития инфраструктурных монополий к идеологии поддержки потребителей.

Владимир Путин в пятницу дал добро главе ФАС Игорю Артемьеву на реформу тарифов естественных монополий. Господин Артемьев на встрече с президентом упирал на то, что сейчас у монополий нет стимула сокращать издержки, так как чем больше они расходуют, «тем выше их прибыль», а также отдельно остановился на необходимости отменить систему RAB–тарифов в электросетях. Одобренный президентом подход предполагает переход на долгосрочные тарифы, при которых монополии экономили бы на издержках. Сроки перехода пока не определены. В Минэкономики заявили, что приоритет — возврат к долгосрочным тарифам с 2017 года. В ФАС считают, что настолько торопиться не надо. «В этом году мы планируем подготовить изменения в нормативно–правовую базу. На наш взгляд, внедрять новую систему следует с 2018 года, чтобы компании и региональные тарифные органы успели подготовиться к работе по новым правилам»,— заявил замглавы службы Виталий Королев.

«RAB действительно не дал ожидаемого эффекта в части снижения износа оборудования и повышения эффективности работы сетей»,— говорит Королев. Эту модель планировали ввести в разных отраслях, но она используется только в электросетях с 2010–2012 годов. Ее идея была в том, чтобы привлечь инвесторов: RAB–тариф устанавливается на несколько лет, в нем учитывается возврат инвестиций, в том числе взятых под них кредитов. RAB действительно позволил активно инвестировать, но привел к скачку тарифов (например, в первый год действия новой системы тариф Федеральной сетевой компании рос на 50%). Опасаясь роста цен на электроэнергию, государство с 2011 года начало снижать инвестпрограммы сетей, а также «сглаживать» RAB–тарифы — переносить возврат инвестиций на более поздние сроки, что грозило резким скачком тарифа в последний год его действия. RAB — решение интересное, говорит замдиректора ассоциации «Сообщество потребителей энергии» Валерий Дзюбенко, но «у сетей цели съехали на процесс — строительство и модернизация без ориентиров по загрузке объектов и возврату инвестиций». «К сожалению, ошибки, допущенные при применении RAB в российском электросетевом комплексе, создали ему дурную славу и привели к фактическому отказу от него, хотя в других странах он нормально работает», - рассуждает заместитель директора ИПЕМ Александр Григорьев.

Судя по всему, одним из основных элементов новых долгосрочных тарифов будет фактический отказ монополий от инвестиций в развитие. В Минэкономики, которое наряду с ФАС является сторонником изменения модели, заявили, что инвестсоставляющие не планируется вводить в долгосрочные тарифы. Обновление основных фондов пойдет за счет денежного потока в рамках индексации (инфляция минус), а новая стройка — «за счет платы за техприсоединение и роста объемов работ после строительства новой инфраструктуры». В ФАС позицию по инвестсоставляющей не представили. По мнению господина Дзюбенко, опасения, что сети рухнут при отмене RAB, беспочвенны, поскольку уровень износа совсем не так высок, а в новом строительстве сейчас нет необходимости: потребление не растет, а восстановительный рост уже завершился.

Близкая к обсуждаемой в правительстве схема применяется в «Транснефти», которая с 2014 года работает по долгосрочным тарифам — с формулой до 2020 года, учитывающей инвестиции и эксплуатационные затраты, а также долги. Тариф ежегодно индексируется на предполагаемый уровень инфляции, который обычно ниже фактического, из–за чего компании приходится переносить срок ввода ряда проектов. В «Россетях» принцип долгосрочности в тарифах по формульному методу поддерживают: это нужно для «планирования финансовой устойчивости и исполнения долгосрочной инвестпрограммы». В холдинге добавили, что есть составляющие тарифа, не зависящие от регулируемых компаний, они должны считаться прямым счетом (налоги, полезный отпуск электроэнергии, инфляция, процентные ставки по займам, дивиденды и т. д.). Одна из основных претензий регулируемых организаций была в том, что, уменьшая издержки, компания сокращает будущую индексацию тарифа и свои доходы. В ОАО РЖД (в Минэкономики называют компанию первой в очереди на переход на новую систему) заявили, что поддерживают предложение ФАС, «считая важным сохранение в распоряжении компании финансовых ресурсов, полученных за счет экономии». По мнению компании, эти деньги не должны учитываться при корректировке долгосрочных параметров индексации.